Среди всех возможных дефектов на бетонных поверхностях наиболее распространенными являются трещины в железобетонных конструкциях. Они – результат ряда причин, так как могут образовываться как от разных силовых действий на сооружения, так и в итоге усадочного и температурного напряжения в бетоне. В различных случаях предъявляются и разные требования к появлению трещин, на основании того, какая трещиностойкость железобетонных конструкций была заявлена. Она бывает трех категорий: при первой изделий не допускается образование трещин, при второй допускается их образование и раскрытие под действием кратковременных нагрузок, а при третьей – от долгих нагрузок.
Причины появления трещин в ЖБИ
Прежде всего, стоит отметить, что появившиеся в железобетоне трещины еще не говорят о том, что само строение разрушается. Понять, насколько серьезна проблема, можно лишь на основании изучения места расположения дефекта, момента его возникновения, ширины и других важных факторов. Каждый случай изучается индивидуально и как для выяснения причины произошедшего, так и для нахождения способа ее дальнейшего устранения. При этом самыми распространенными причинами образования трещин в ЖБИ являются такие:
- Невыполнение той толщины слоя бетона, которая рекомендуется стандартами.
- Длительно находящаяся на высоких показателях температура окружающей среды.
- Нарушения при работе с пластификаторами.
- Недочеты при создании проектной документации.
- Нарушения в процессе усиления бетонной конструкции металлом.
- Аварийные ситуации, воздействие стихии.
Нередко происходит так, что трещины в железобетонных конструкциях появляются из-за их высыхания, потому что в процессе этого бетон сжимается. К сожалению, это почти не поддается контролю, особенно если работа с ЖБИ ведется прямо на открытом воздухе.
Разновидности трещин в ЖБИ
Анализируя трещины в конструкциях из железобетона по характеру ее появления, степени раскрытия и другим факторам, можно установить ее причину и понять, является ли такой дефект опасным для всего сооружения. При этом существуют следующие виды трещин:
- Сквозные и клиновидные.
- Сквозные и параллельные.
- Сквозные и внахлестку.
- Несквозные и клиновидные.
- Несквозные и продольные.
- Наклонные и замкнутые.
Также выделяют усадочные трещины, которые образуются на ЖБИ изделиях из-за того, что на сооружение идет силовое влияние, которое образует повреждение, располагающееся перпендикулярно главной линии приложения силы. В итоге, под действием такого сжатия, на поверхности в беспорядочном виде появляются трещины, создающие узловое соединение. Коррозийные трещины появляются в железобетонных конструкциях вдоль их механических стержней.
Каждый появляющийся дефект в сооружениях говорит о том, что в такой точке скопилось напряжение. Помимо уже названных выше, основных типов трещин, существуют также и мелкие трещины: волосяные, заметные внешне, но не влияющие на несущую возможность и трещины вдоль стержня металла, сопровождающиеся ржавчиной и даже сколом бетона. Также выделяется непосредственно скалывание бетона, которое происходит в растянутой или сжатой зоне, отслоение защитного покрытия и раскол фундамента всего сооружения.
К какому бы типу ни принадлежала трещина в ЖБ конструкции или изделии, очень важно отследить ее размер – допускаемым является 3 мм.
Если ширина дефекта больше, в него с легкостью станет проникать влага, которая в конечном результате приведет к разрушению бетона. Поэтому трещины желательно заделывать на ранней стадии, замазывая раствором.