Брусья стрелочные железобетонные

Брусья стрелочные железобетонные

Для обустройства стрелочных переводов на ширококолейных железнодорожных дорогах с железобетонными шпалами используют специальные брусья, которые выполняют такие же функции, как и шпалы, но имеют другие геометрические размеры. Брусья стрелочные железобетонные представляют собой опоры для устройств, которые служат для развода и разветвления путей, и отличаются от иных повышенной прочностью и износостойкостью.

Назначение, характеристики

Стрелочные брусья из железобетона незаменимы при устройстве стрелок на бесстыковых магистральных путях с высокой нагрузкой. Они принимают давление от части стрелочных переводов и промежуточного скрепления, затем передавая его на балластовую подушку. В итоге эти изделия позволяют понизить изнашиваемость железнодорожного полотна. А так как брус из железобетона является обязательной частью современных железных дорог, к нему, как и ко всем ЖБИ изделиям, предъявляются достаточно строгие требования по крепкости и долговечности.

Конструкция и размеры

Как уже было отмечено выше, брусья стрелочные железобетонные отличаются от шпал размерами. Толщина у них меньше 160 мм, ширина нижней части меньше 230 мм, верхней – меньше 200 мм, а длина может составлять от 3000 до 5500 мм. Такие брусья поставляют комплектами для конкретной стрелки, и допускается отклонение размеров не более 20 мм.

Брусья из железобетона, как правило, обладают трапецеидальным сечением. Положение таких брусьев определяется местом нахождения стыков рамных рельсов на протяжении всех соединительных путей, в корне остряков и в начале и конце крестовины. Один из брусьев укладывают так, чтобы ось сердечника совпадала с его сечением. Расстояние от оси до оси должно быть равным.

Брус стрелочный железобетонный
Брус стрелочный железобетонный

Если движение поездов по железной дороге идет главным образом по прямому пути, то под всем стрелочным переводом необходимо раскладывать брусья перпендикулярно оси этого прямого пути. Если же движение идет по боковому ответвлению с равной загрузкой обоих путей, брусья нужно укладывать таким образом: под крестовиной перпендикулярно биссектрисе угла этой крестовины, и от начала остряков до центра стрелочного перевода – перпендикулярно оси прямого пути. Постепенно их поворачивают от центра к крестовине.

Рекомендации по использованию

Применение железобетонных стрелочных брусьев устраивает однородность конструкции основания перевода и примыкающих к нему участков пути, улучшая тем самым движение железнодорожных составов, повышая стабильность пути и снижая затраты на содержание. Но для наибольшей эффективности желательно следовать официальным рекомендациям:

  • Изготовление железобетонных брусьев из того же вида материала, что и шпалы (в связи с этим рекомендуется заказывать брусья и шпалы на одном и том же производстве);
  • Взаимозаменяемость в пути железобетонных и деревянных брусьев одной марки;
  • Выполнение стрелочных переводов с брусьями сварными, без стыков и накладок;
  • Использование болтов и шурупов, аналогичных использованным в шпалах дороги. Это же касается и закладных деталей бруса – шайб, пластмассовых дюбелей и др.;
  • Применение резиновых или полимерных прокладок, которые снижают жесткость железнодорожного пути и износ бетона, а также обеспечивают электроизоляцию;
  • Одинаковая нижняя ширина всех брусьев – это целесообразно для их стойкости к трещинам, возможности подбивки современными машинами и многого другого;
  • Использование одного и того же типа арматуры, а также ее одинакового диаметра, взаимного расположения и количества стержней во всех брусьях одного комплекта.

Железобетонные стрелочные брусья производятся и поставляются соответственно разным проектам для различных марок переводов и рельсов. При их монтаже требуется точность.